Дефектология Проф

Институт повышения квалификации и переподготовки
  • Лицензия
  • 8-800-555-20-50
  • Добавиться в      
  • Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Мы позвоним на номер (сменить) в рабочее время.
    (с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК)
    У меня вопрос по
    Познавательно-речевое развитие детей
    Познавательно-речевое развитие детей

    Аннотация: В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного.

    Опубликовано: 24.01.2021
    Тарасова Ольга Анатольевна

    Статья:

    Виды музыкальной деятельности традиционны на академическом занятии – это слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество. И каждый из этих видов развивает речь детей.

    Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, мышление, воображение), расширению кругозора; нормализации деятельности  периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного).

    Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.)

    Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны, это – звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика.

    Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А  пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Добиваясь чёткой и ясной дикции, я учу детей отчётливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесённое слово способствует выразительному исполнению песни. С этой целью на занятиях используются распевки, прибаутки.

    В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова и фразы, которые я произношу одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов.

    В работе над дыханием надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами, и правильно их располагали при пропевании гласных. Для развития дыхания полезно также пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, отдельных слогов (например, да, та, ля), фраз, начиная с коротких и   постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду в лесок»). Такие упражнения сопровождаются движением руки сверху вниз. Мы с детьми на занятиях пропеваем, начиная с верхнего до и заканчивая нижним до «Я пою», сопровождая пение движением рук сверху вниз. При этом идёт работа и над дыханием, и над дикцией.

    Развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков помогают музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай  и сыграй, как я», «Музыкальные молоточки», а также  музыкально-дидактические игры с пением, распевки, например, «Здравствуйте, ладошки», «В лесу», «Угадай по голосу», Е. Тиличеевой.

    Когда дети на занятии поют попевку «Здравствуйте, ладошки», Е. Тиличеевой они различают три фонемы в слогах «хлоп-хлоп-хлоп», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии.

    Произносительная сторона речи обладает определённой окраской: как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому, музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха оказывают косвенное воздействие и на развитие речевой активности детей. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т. е. оказывают комплексное воздействие на детей.

    На музыкальных занятиях я широко использую подвижные музыкально-речевые игры. С их помощью у детей успешно развиваются подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающих эффект занятий. Вот некоторые из них: «Идёт Мишка» - расширение словарного запаса прилагательных, знакомство с выразительными имитационными движениями.

    Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети, знакомясь с различными музыкальными произведениями, выражают свои чувства, эмоции словами.

    С помощью умело проведенной беседы можно не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и  обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, и, конечно же, обогатить словарный запас детей.

    Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения  существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и нежной, танцевальной. А грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.

    Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально – эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.

    Вспомним замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

    Тихо, тихо сядем рядом –

    Входит музыка в наш дом

    В удивительном наряде,

    Разноцветном, расписном.

    И раздвинутся вдруг стены –

    Вся земля видна вокруг:

    Пляшут волны, речки пенной,

    Чутко дремлют лес и луг,

    Вдаль бегут степные тропки,

    Тают в дымке голубой…

    Это музыка торопит

    И ведет нас за собой.

    Незнакомые слова разъясняются: решительная -  смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро

    Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид деятельности, который способствует познавательно – речевому развитию детей.

    • Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

    • Развитие мелкой моторики пальцев рук .

    • Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальный домик».

    • Развитие координации пения с движением пальце рук (ребёнок поёт и «играет» на не озвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности.

    Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку. В специализированных логопедических группах проводятся занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры. Программа «Ладушки» в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры на каждом музыкальном занятии. К сожалению, сейчас настала такая необходимость.

    На музыкальных занятиях дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

    Театрализованная деятельность. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Эффективную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, звуки музыки, а умело поставленные воспитателем вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».


    Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь
      Вся информация взята из открытых источников.
    Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
    Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

    Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!


    © 2021 - Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на источник.