Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения
Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

Сегодня мы должны констатировать постоянно возрастающий интерес к вокальному искусству, что касается как взрослых, так и детей.

Зарегистрируйтесь до 30 апреля и получите бесплатный доступ навсегда

Бесплатный доступ к библиотеке

Более 13 000 пособий

Бесплатные занятия с репетитором

Проект Дефектология Проф

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов, встречающихся при ДЦП — дизартрия. Особое внимание обращено на общую симптоматику дизартрии и пути ее коррекции, одним из которых является фонопедический метод. В связи с тем, что фонопедия активно используется как в логопедии, так и в вокальной педагогике, можно предположить, что вокальное обучение также можно считать одним из сопутствующих элементов коррекции данного дефекта.

 

Сегодня мы должны констатировать постоянно возрастающий интерес к вокальному искусству, что касается как взрослых, так и детей. Это связано с массированным воздействием популярных музыкальных программ, таких как: «Фабрика звезд», «Голос», «Народный артист», «Новая волна», «Евровидение» и мн. др.

Но помимо этого в последнее время все чаще наблюдается тенденция роста числа детей и взрослых, имеющих различные варианты речевых нарушений. Данная проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза. Так, например, дизартрия — это нарушение, затрагивающее произносительную сторону речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [3, с. 33].

У людей, имеющих данный диагноз, наблюдается не сформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация). Основные симптомы дизартрии определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. Также голос бывает напряжённым, резким, колеблющемся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шёпот. Эмоциональные оттенки в речи не выражены: речь монотонная, однообразная, немодулированная. В своих работах Е. С. Алмазова говорит, что нарушение просодики является основным и наиболее стойким признаком дизартрии, причиной нарушения которой является патология афферентного и эфферентного звеньев, управляющих интонацией [1, с. 24–25].

Наряду с логопедической коррекцией, одним из вспомогательных способов коррекции дизартрии может послужить вокальное обучение. Поскольку формирование вокальных навыков также предполагает работу над дыханием, звуковедением, артикуляцией, слуховыми навыками, дикцией и эмоциональной выразительностью исполнения. При этом стоит отметить, что занятия вокалом следует совмещать с занятиями с профессиональным врачом-логопедом, но ни в коем случае не заменять их — только в этом случае реабилитация будет давать результат.

Фонопедия является одним из наиболее популярным комплексом педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. За счет специальных тренировок устанавливается такой способ функционирования голосового аппарата, при котором достигается полноценный акустический эффект с наименьшей нагрузкой [5, c. 4]. Применять фонопедические методы коррекции следует при хронических патологиях, коим и является дизартрия.

Восстановительное обучение следует начинать уже на ранних сроках, что обеспечивает лучший прогноз, предупреждая фиксацию навыка патологического голосоведения.

В основе восстановительного обучения лежит принцип перехода от простого к более сложному, при обязательном учете индивидуальных особенностей личности, состояния и развития речевой и головой функции.

Начиная заниматься вокалом, перед учеником встает задача овладения основными навыками пения, к которым относят: звукообразование, артикуляцию и дикцию, певческое дыхание, слуховые навыки и эмоциональную выразительность исполнения, над которыми и происходит работа на уроке.

Перед тем как начать петь, необходимо разогреть артикуляционный аппарат, так как одним из самых важных аспектов пения является дикция, помогающая добиваться совершенства в вокальном искусстве.

Помочь овладеть совершенной дикцией можно только за счет постоянных, длительных тренировок. Учитывая специфику дизартрических расстройств необходимо помнить, что нарушение тонуса мышц не позволяет начинать развитие артикуляционной моторики с активных упражнений. Развитие артикуляции в данном случае начинается с пассивной артикуляционной гимнастики, целью которой является включение новых до этого бездействовавших групп мышц в процесс артикуляции и увеличение их подвижности. Пассивная гимнастика способствует формированию произвольных движений речевой мускулатуры. Выполняется пассивная гимнастика сериями по 3–5 движений под зрительным контролем, который также развивается постепенно. Пассивная артикуляционная гимнастика включается в себя отдельные комплексы упражнений для губ и языка.

После выполнения пассивной артикуляционной гимнастики переходим к активной артикуляционной гимнастике. Целью активной гимнастики является увеличение объема движений, точности их выполнения, переключаемости с одного движения на другое и скорости их выполнения. В дальнейшем, в качестве тренировочных упражнений также можно взять скороговорки.

Так как у многих дизартриков язык «стоит горбом», то целесообразно использовать следующее упражнение: необходимо высунуть язык, сделать кончик узким и направить его назад к маленькому язычку. Язык как бы сложится вдвое, а корень языка утопится. Мысленно произнесите гласные [а], [е], [у], максимально растягивайте глотку в ширь [2, с. 297].

Проделав артикуляционную гимнастику и разогрев наш аппарат, переходим к дыханию, также являющимся одним из основных навыков в пении.

Работая с «дизартриками» не стоит забывать, что нарушение речевого дыхания является постоянным сопутствующим признаком дизартрии, проявляющееся в недостаточности объема вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, несформированностью между речевым дыханием, не говоря уже о певческом, и фонацией, укороченный речевой выдох.

В данном случае работа по формированию речевого, а в последствии и певческого дыхания будет намного сложнее и будет состоять из следующих этапов:

‒ расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;

‒ формирование длительного фонационного выдоха;

‒ формирование речевого выдоха;

‒ формирование певческого выдоха.

Особое значение имеет сформированность речевого выдоха, который оказывает большое влияние на организацию плавной речи.

Поскольку у «дизартриков» наиболее часто встречается недостаточно регулярное, поверхностное дыхание, которое сопровождается излишним напряжением мышц грудной клетки, особенно мышц верхнего плечевого пояса, то оптимальным условием является проведение постановки смешанного дыхания при дизартрии в состоянии релаксации, на фоне мышечного расслабления.

На начальном этапе коррекции дыхания при дизартрии формирование смешанного типа дыхания рекомендуется проводить в положении лежа, так как все мышцы расслабляются и необходимый нам тип дыхания устанавливается автоматически. Обратим внимание, что еще З. И. Аникеева, Ф. М. Аникеев и И. В. Плешаков говорили, что при легком вдохе через нос струя воздуха должна направляться в нижний отдел легких, расширяя грудную клетку в стороны, формируя спинно-нижнереберный тип дыхания, хорошо ощущаемый лежа на полу [2, с. 260]. При необходимости на живот можно положить пресс в виде книги или же мягкой игрушки, если учеником является ребенок, так ощущения правильного дыхания усиливаются и запоминаются гораздо быстрее.

С целью увеличения продолжительности выдоха также рекомендуется произносить поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе: А — О — У — Э — Ы — И. Сначала после каждого звука следует добирать дыхание. Затем на одном дыхании произносить три звука: А — О — У, добирать воздух и продолжать произносить Э — Ы — И, после чего следует добиваться произнесения всех звуков подряд на одном дыхании.

После того как мы полностью разогрели артикуляционный и дыхательный аппараты, можно перейти непосредственно к работе над звукообразованием.

Говоря о постановке певческого голоса, не стоит забывать, что певческий голос находится в прямой зависимости от качества разговорного голоса.

Голосовые упражнения необходимо давать, используя метод подражания, мобилизующий к правильному и естественному повторению, при активной помощи зрения, слуха и эмоционального возбуждения от услышанного. При правильном повторении также следует обращать внимание на мышечные движения и ощущения, запоминание которых, впоследствии позволит довести до автоматизма тот или иной навык.

Одна из первых в России стала применять голосовые упражнения в лечении А. Т. Рябченко. В своей работе она использовала упражнения, озвучивающие резонаторы путем произношения сонорных звуков [м], [н] и лишь после получения звонких сонорных согласных присоединяла к ним гласные звуки ([а], [о], [у], [э], [ы], [и]) и из полученных слогов в последствии составляла простейшие слова и фразы [2, с. 267].

Таким образом, учитывая особенности «дизартриков» распевание, как правило, начинается с закрытого слога, например, с наиболее просто звука «м», пропевая секвенции начиная с 3 нот, постепенно увеличивая их количество.

Вспомним, что в рамках артикуляционной и дыхательной гимнастик мы проговаривали гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе: А — О — У — Э — Ы — И. В процессе распевания неплохо будет их пропеть, но в других последовательностях: И — Э — А — О — У или же, наоборот, У — О — А — Э — Ы в зависимости от поставленных задач. Так например при гласной «и» ротовая полость меньше, а глотка — шире. Отметим, что глоточная полость уменьшается от «и» к «е», а на «о» к «у» — снова увеличивается.

Для распевания лиц с дизартрией стоит учитывать, что на начальном этапе стоит подбирать на упражнения на стаккато или non legato на широкие интервалы, постепенно заполняя их и соединяя в legato. Данный тип упражнений способствует активной артикуляции и голосовой настройке, а также пению отдельных нот в нисходящем движении. Для активизации дикции подойдут упражнения, содержащие согласные звуки — «в», «г», «м», «н», «д» и «б».

При распевании на гласные звуки, следует помнить, что не со всеми учениками можно использовать гласную «и», так как она вызывает самое высокое положение гортани и далеко не всем это подходит. При наличии «открытого» звука подходят упражнения с темными гласными, такими как: «о» и «у» или слоги «ло», «лу». Тем же у кого, наоборот, звук слишком темный, работа проводится на светлых гласных — «е» и «и».

Впоследствии для того чтобы добиться чистоты интонирования и сохранить ее необходимо на каждом уроке петь упражнения в хроматической последовательности, за счет которой происходит основа развития и выравнивание голоса. Технические упражнения ни в коем случае не должны быть утомительны и сведены до минимума.

При работе над репертуаром, при подборе которого необходимо избегать высокой или низкой тесситуры, а также тональностей, не соответствующих голосу и способностям учащегося. Одновременно может разучиваться 2–3 разнохарактерных произведения: одни должны быть плавными и лирическими, другие же наоборот — бодрыми и энергичными, так как именно контрасты учащиеся усваивают легче всего.

Перед началом работы над выбранным произведением имеет смысл проанализировать, выбранное произведение. Из вокально-технических сложностей можно выделить такие, как: неудобные ходы на большие интервалы вверх или вниз, темп произведения, длительности, содержащиеся в песне, а также мелодия и ритмический рисунок произведения. Анализу поддается как словесный текст, в который необходимо вчитаться, разобраться в его строении и продекламировать его вслух, так и музыкальный, анализируемый со стороны формы произведения, мелодического и гармонического склада, ритма, понять и найти кульминацию, обратить внимание на изменение темпа, ритма, динамических оттенков.

Учатся произведения небольшими отрывками в медленном темпе, повторяя музыкальную фразу по несколько раз. Не надо спешить к переходу к последующим фразам до тех пор, пока она твердо не уляжется в голове и не запомнится.

Сложные произведения рекомендуется разучивать по частям: выучив и проработать немного над произведением, отложить его на некоторое время, после чего снова взяться за работу над ним. Разучивая произведения таким образом они усваиваются легче и остаются в памяти гораздо дольше. В процессе впевания произведения можно вокализировать на какой-либо наиболее удобный для ученика гласный звук или слог, что позволит преодолеть многие вокально-технические трудности. Трудные места можно петь как упражнения, транспонируя по полутонам вверх и вниз.

В процессе работы большое значение имеет спокойная психологическая атмосфера в процессе занятий, а также создание педагогом ситуаций успеха.

При органических нарушениях голоса редко удается восстановить нормально звучащий певческий голос. Но тем не менее, вокальное обучение в свою очередь улучшает качество разговорного голоса и положительно влияет на личность в целом. Восстановленным считается звучный, громкий голос с организованным речевым дыханием.

Литература:

  1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. [Текст] / Е. С. Алмазова. Под общей ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 195 с.
  2. Аникеева, З. П. Современные методы диагностики и комплексного лечения заболеваний респираторного тракта у профессионалов голоса в амбулаторных условиях. [Текст] / З. П. Аникеева. Под ред. Л. Б. Рудина. — М.: ГРАНИЦА, 2011. — 416 с.
  3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: учеб. для студ. деф. фак. пед. вузов. — [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — М., 1998 — с.156
  4. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособ. для студ. Вузов. [Текст] / Е. В. Лаврова. — М.: В. Секачев, 2016. — 182 с.
Опубликовано: 05.06.2020
Лебедева Анастасия Михайловна

Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь
  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Видеолекции

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Профильные видеолекции - 1168

Все видеолекции - 1386

Пособия ко всем лекциям - Да

Сертификаты ко всем лекциям - Да

При партнёрстве с Московским педагогическим государственным университетом
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-67907 от 06.12.2016 г.
При государственной поддержке институтов России
Лицензия на образовательную деятельность института №040434
Свидетельство о государственной регистрации Института
Внесение сведений в ФРДО РФ
Свидетельство о постановке на учет Российской организации
Система добровольной сертификации