Количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается.
Зарегистрируйтесь до 30 апреля и получите бесплатный доступ навсегда
Более 13 000 пособий
Проект Дефектология Проф
Количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается. Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи – дизартрия. Но дизартрические нарушения представляют собой не только патологию звукопроизношения, но и просодической стороны речи. Зачастую у детей страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания.
А также в большинстве случаев у детей преобладает такой тип физиологического дыхания, как верхнее ключичное. Так как все структурные компоненты речи тесно взаимосвязаны между собой, невозможно устранить речевые дефекты у дошкольника с дизартрией, не корректируя нарушения просодии.
Работа по коррекции просодии ведётся в нескольких направлениях: работа над силой и высотой голоса, мелодико-интонационной стороной речи, формирование диафрагмального дыхания и речевого выдоха, а также ритмической стороны речи.
Эффективной формой работы по коррекции просодии является логоритмика. Логоритмические упражнения можно проводить как в непосредственно-образовательной деятельности (логопедические, музыкальные занятия, динамические паузы), так и во время режимных моментов. Упражнения могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Данный вид работы позволяет:
Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него.
На начальном этапе работа проводится без речевых звуков: отрабатывается плавный выдох, дифференциация носового-ротового вдоха и выдоха, а также формируется диафрагмальное дыхание. Была собрана фонотека, позволяющая проводить работу по коррекции дыхательной стороны речи. В частности, под звуки природы проводится работа по релаксации и формированию диафрагмального дыхания.
Помимо коррекции дыхательной системы, проводятся упражнения по развитию артикуляционной и мимической гимнастики.
Далее начинается работа над силой, высотой голоса, а также ритмической стороной речи. В работу вводятся звуки речи, слоги, слова и предложения. Причём первоначально используются звуки, наиболее простые по артикуляционно-акустическим признакам (гласные, согласные П, Б, М, Н).
Для того, чтобы работа по коррекции просодии была интересна детям, по каждой лексической теме были разработаны комплексы упражнений, в которые включена работа на речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи, силу, высоту голоса, ритмический рисунок речи (приложение 1).
Например, при изучении темы «Зима» используется игра «Вьюга». Дети, в соответствии с положением рук логопеда произносят звук «У» либо громко, либо тихо. При изучении темы «Транспорт» дети должны по схеме «спеть песенку паровоза» с определённым ритмическим рисунком (ЧУХ ЧУХ ЧУХ ЧУХ ).
Определённые виды работы проводятся с использованием музыкальных инструментов. Например, ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по схеме или образцу при помощи ложек или бубна.
На заключительном этапе дети закрепляют умения и навыки в связной речи: проводится работа по пересказу сказок и рассказов, составлению диалогов, чтению стихов, проговариванию скороговорок. В логопедическом кабинете имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, кукольный), позволяющий отрабатывать мелодико-интонационную сторону речи. Например, при составлении диалога детям предлагается одну и ту же фразу произнести с различной интонацией – весело, сердито, грустно, удивлённо.
Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем, воспитателем. Совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы. Также совместно с воспитателями подбираются стихи, сказки, с которыми дети знакомятся. В дальнейшем эти произведения используются на логопедических занятиях в театральном виде деятельности для отработки выразительности речи, мелодико-интонационной стороны.
Мониторинговые исследования показывают, что созданные условия способствуют формированию и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией: улучшается состояние голосовых функций, речь становится более выразительной, эмоционально окрашенной. У детей формируется диафрагмальное дыхание, речевой и неречевой выдох. Как следствие, появляется интерес к речи окружающих и к своей речи.
1. Развитие мелкой моторики
Зайка по лесу гулял (указательным и средним пальцем изображаем уши зайца)
И грибочки собирал (одна рука сжата в кулачок, изображает ножку гриба, вторая рука изображает шляпку):
Две волнушки, три лисички, пять груздей и шесть опят (поочерёдно загибаем пальцы).
Все грибы -как на картинке, (ладонями изображаем рамку картины)
И зайчонок очень рад (указательные пальцы – на щёки, на лице – улыбка).
2. Миогимнастика (с опорой на наглядность)
Вместе с волком рассердились, вместе с зайчиком испугались, с лисой удивились, с медведем обрадовались.
3. Упражнения для мышц шеи
Ищем дупло белочки – повороты головы влево, вправо, вверх.
4. Упражнения для губ
– Лось потянулся за веткой (вытягиваем губы вперёд).
– Ёжик фыркает (вибрация губ).
5. Упражнения для языка
– Медведь лакомится мёдом (совершаем круговые движения языком, имитация облизывания губ)
– Ёжик собирает грибы («приклеиваем» язык к твёрдому нёбу, растягиваем уздечку)
– Лиса играет с лисятами (движения языка влево-вправо – имитация движений хвоста лисы)
6. Работа над ритмической стороной речи (с опорой на ритмическую схему)
Прохлопать, как прыгает зайчик (II II I I), бежит лисица(I II I II ), спешит ёжик (IIII IIII ).
7. Работа над высотой голоса
Изобразить, как рычит взрослый медведь (низким голосом), маленький медвежонок (высоким голосом).
8. Работа над силой голоса
Волк воет рядом с нами (громкий звук), а второй отвечает ему издалека (тихий звук).
9. Работа над диафрагмальным дыханием (с использованием релаксирующей музыки, выполняется лёжа)
Медведь спит в берлоге (на вдохе надуваем живот – контроль руками, на выдохе-сдуваем).
10. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Разыграть сценку, передать с помощью интонации характер героев.
Лиса: Здравствуй, милый куманек!
Волк: Здравствуй!
Лиса: Где ты был?
Волк: В корзинке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько было?
Волк: Семь с восьмой.
Лиса: А осталось?
Волк: Ни одной.
Действует 365 дней с момента подключения карты