Теневой театр как средство развития и воспитания детей с нарушением зрения
Теневой театр как средство развития и воспитания детей с нарушением зрения

Существуют различные виды теневого театра: пальцевый теневой театр, настольный теневой театр, пластический театр теней.

Зарегистрируйтесь до 30 апреля и получите бесплатный доступ навсегда

Бесплатный доступ к библиотеке

Более 13 000 пособий

Бесплатные занятия с репетитором

Проект Дефектология Проф

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования заложены основные принципы:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №12 «Сказка» городского округа Королев Московской области, который посещают дети с нарушением зрения работает в соответствии с требованиями ФГОС ДО по приоритетному направлению «Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения». Коллектив детского сада находится в постоянном поиске новых форм работы, которые позволяют расширить представление ребенка об окружающем мире, развить его эмоциональную сферу и творческую активность.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Существует мнение, что теневой театр признан самым романтичными и загадочным видом театрального искусства, где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. К сожалению, в наше время теневой театр недостаточно часто используется в работе с дошкольниками, хотя о его пользе говорят не только педагоги, но и психологи. Они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера потому, что готовое теле-изображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Ребенок учится замечать интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у него развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, обогащается эмоциональная сфера.

Совместная работа учителя-дефектолога Седовой О.В. и музыкального руководителя Копытовой М.В. позволила организовать в детском саду теневой театр и реализовать проект «Как приручить тень?».

На основном этапе реализации проекта была проведена большая подготовительная коррекционная работа, так как при нарушении зрительного анализатора у детей наблюдается ослабление чувст­венного контроля, затрудняется процесс выделения признаков объектов, нарушается координация движений. Дети работали в игропарке, где им предлагались задания, дидактические игры и упражнения на развитие предметности восприятия: «Кто мы?», «Узнай меня», «Волшебный зоопарк», «Шатти», «Мишка Тедди», «Мэмори», «День и ночь». Эффективность использования этих пособий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения была подтверждена в рамках реализации проекта «Добрый мир игры». Выполнялись упражнения на развитие мелкой моторики, остроты зрения – штриховка, обводка через кальку, по трафарету, работа на световой панели. Тематика упражнений соответствовала сюжетам будущих теневых спектаклей.

Существуют различные виды теневого театра: пальцевый теневой театр, настольный теневой театр, пластический театр теней. Начинали с самого простого – пальцевого театра. Несмотря на простоту, у этого вида театра большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.  Очень интересным видом теневого театра для детей является настольный. Придерживаясь определенного алгоритма работы, взрослый адаптирует восприятие дошкольника к своеобразию черно-белой гаммы, учит детей находить определенные комбинации силуэтов.  Позже, когда дети овладеют навыками узнавания, и преобразования силуэтов педагог подводит их к работе над мини – спектаклями, в которых дети учатся принимать на себя роль, изучают простые элементы актерского мастерства, воспитывают в себе зрителя и исполнителя.

Для закрепления умений и навыков по театральному мастерству детьми был представлен спектакль настольного теневого театра «Теремок» и пальцевого мини-спектакля «Гуси-гуси» на театрально – музыкальный досуге для младших групп.

Еще одним видом теневого театра является пластический. Это создание изображений за большим экраном при помощи пластики, выразительности движений и перестроений детей в конкретный образ. Занятия данным видом театра очень нравятся ребятам. Однако частые перестроения одного изображения в другое за большим теневым экраном требует много усилий и подготовки. Большая часть игр и упражнений направлена на развитие пространственных представлений дошкольников с нарушением зрения. Именно овладение навыками ориентировки на себе, относительно себя в пространстве прослеживается во всех видах деятельности, которые также имеют свои этапы развития.

Сначала дети знакомятся с оборудованием, подручными деталями из различных материалов. Для пластического театра нужны костюмы - облегающие шорты и футболки. Необходимо соблюдения техники безопасности, так как за экраном вместе с движущимися детьми находится большое количество предметов и атрибутов, необходимых для воплощения сюжета спектакля. Учитывая структуру дефекта, гиперактивность, сниженную концентрацию внимания у детей с нарушением зрения педагог объясняет важность соблюдения правил на каждом занятии. Применяется визуальная зрительная опора, так называемые «наглядные метки» (картинки – наклейки и разметка музыкального зала), помогающие ребенку запомнить место, на котором ему необходимо будет выполнять то или иное действие. Они являются зрительными ориентирами, обязательными для детей с нарушением зрения при ориентировке в большом пространстве.

После овладения навыками выполнения того или иного упражнения без экрана и источника света, педагог предлагает детям игры и игровые упражнения на понимание взаимосвязи положения предмета от источника света, то есть объясняет простые законы светотени. Например, чем ближе мы подходим к экрану, тем наша тень становится меньше и наоборот. За экраном дети учатся видеть и регулировать свою тень так, чтобы получить желаемую картинку или образ. Немаловажную роль играет восприятие детьми теневых картинок как со стороны актеров, так и со стороны зрителя. Таким образом, педагог подводит детей к самому сложному, зрелищному и значимому этапу работы – созданию пластических этюдов. Это короткие спектакли с музыкальным сопровождением, а иногда и с поэтической декламацией, в которых сочетаются ритмика, пантомима и искусство театра теней.

Каждое занятие проводится с соблюдением режима нагрузки дошкольников и имеет подготовительную, основную и заключительную части в структуре. В подготовительной части решаются задачи организации детей, мобилизации их к предстоящей работе в основной части. Дети прослушивают музыку или поэтический текст, под которые будет представляться пластический этюд, проводится беседа о их содержании, форме, выразительных средствах. В основной части музыка или текст соединяется с движениями, при этом решение поставленных задач достигается применением большого арсенала элементов танца, различных вариаций движений, статичных и подвижных поз - «дом», «бабочка», «дерево», и т.д. В заключительной части занятия необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений на расслабление, снятие утомления. Так же, в заключительной части подводятся итоги.
Впервые за большим экраном дети выступили с пластическим этюдом «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» на утреннике, посвященном празднику 8 марта. Следующими публичными выступлениями детей были композиции теневого театра «Земля в иллюминаторе» и «Мамино сердце». Заключительным аккордом проекта была работа над спектаклем теневого театра «Муха – цокотуха», который объединил в себе два вида театра – теневой настольный и кукольный. Дети не сидели за теневым экраном, а стоя за ширмой и экраном, действовали увеличенными фигурами теневого театра, как кукольными марионетками. На фестивале педагогический идей «В гостях у сказки», организованном Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области теневой театр «Муха – цокотуха» получил диплом «За творческий подход и оригинальность».

К работе над спектаклями в теневом театре привлекались и родители, которые с удовольствием помогли сделать настольную ширму, теневые силуэты. Силами родителей был подготовлен теневой мини-спектакль «Зоопарк», который был задействован в сюжетно-ролевой игре «На улицах нашего города».
Несмотря на то, что проект «Как приручить тень?» является завершенным, работа теневого театра в детском саду продолжается и развивается. Совершенствуются приемы работы, находятся новые выразительные средства для воплощения замысла спектаклей. Применение большого экрана, музыки и светотехники выводит театр теней далеко за рамки «чистого» теневого театра и дает возможность сочетать его с другими видами театра. Например, музыкальный теневой спектакль «Волк и семеро козлят» совместил в себе элементы классического театрального представления и пластического теневого театра, где маленькие артисты играли роли как за экраном, так и перед ним. Хочется заметить, что большое значение приобретают на этом этапе жесты – важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Работе над выразительностью жестов и поз отводится значительное время.

В детском саду организуется большое количество открытых мероприятий муниципального и регионального уровня. Теневой театр стал не только украшением этих мероприятий, но и трансляцией опыта работы в этом направлении. На творческом отчете победителя конкурса на предоставлении статуса Региональной инновационной площадки был представлен доклад «Использование возможностей теневого театра в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения». На региональном научно-практическом семинаре состоялось знакомство педагогов с темой «Использование возможностей света и тени в игровой деятельности детей». На городском методическом объединении для музыкальных руководителей городского округа Королёв Московской области был представлена тема «Организация театральной деятельности на музыкальных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО».

Занятие теневым театром оказывает на ребенка с нарушением зрения всестороннее образовательно-воспитательное воздействие, создает условия для его социализации, усиливая при этом адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения. Теневой театр развивает координацию движений, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную память и пластику, мышление. Развивается личность ребенка, прививается устойчивый интерес к музыке, литературе, театру, совершенствуются артистические навыки детей, развивается творческое воображение. Теневой театр помогает ребенку обрести чувство успеха, удовлетворения, радости и значимости.

 

Список литературы:
1. Г. В. Генов. «Теневой театр для самых маленьких» – М.: Просвещение, 2001

2. А.С. Игнатова, С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М.: Айрис-Пресс. 2008 г.
3. С.И.Карпова, В.В. Мамаева. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»  6-7 лет – СПБ. Речь; М. :Сфера, 2012 г.
4. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Теневой театр в детском саду или как приручить тень» - ООО Издательский дом «Цветной мир» 2017 г.
5. Н.А.Сергеева «Игра света и тени в работе учителя-дефектолога с дошкольниками» - Вестник педагога искусств №1 (1) 2015 г.

Опубликовано: 07.05.2021
Копытова Марианна Викторовна

Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь
  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Видеолекции

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Профильные видеолекции - 1167

Все видеолекции - 1385

Пособия ко всем лекциям - Да

Сертификаты ко всем лекциям - Да

При партнёрстве с Московским педагогическим государственным университетом
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-67907 от 06.12.2016 г.
При государственной поддержке институтов России
Лицензия на образовательную деятельность института №040434
Свидетельство о государственной регистрации Института
Внесение сведений в ФРДО РФ
Свидетельство о постановке на учет Российской организации
Система добровольной сертификации